С 9:00 до 20:00 без выходных

+7(499) 390-76-46
Заказать
звонок

Заказать звонок

*Ваше имя
*Ваш телефон
Время звонка -
  *— поля объязательные для заполнения

Пассажирские автобусные перевозки — время перемен

Согласно государственной стратегии развития транспорта в России, еще в 2011 году из федерального бюджета были выделены средства на оснащение системами безопасности семи региональных вокзалов. На федеральных трассах были установлены системы слежения за передвижением маршрутных транспортных средств, осуществляющих междугородние перевозки, что позволило усилить безопасность на наземном транспорте.

Эксперты отрасли поддержали инициативу власти, однако отметили: наземному транспорту необходимы гораздо более значительные изменения, ведь достаточно низким на сегодняшний день остается не только уровень безопасности, но и само качество предоставляемых гражданам услуг.

В частности, о насущных задачах и способах их решения речь шла на пресс-конференции «Внедрение систем безопасности на наземном транспорте». Участниками круглого стола стали эксперты: первый вице-президент международной академии транспорта Виктор Досенко, директор научного центра по комплексным транспортным проблемам министерства транспорта Российской Федерации Олег Евсеев и президент некоммерческого партнёрства «Единая Транспортная Система: Российские автобусные линии» Борис Лоран.

Несложно догадаться, что «практиком»-человеком, столкнувшимся с проблемами отрасли на собственном опыте, в обсуждении выступил именно Борис Лоран. Именно он назвал собравшимся конкретные цифры: по данным некоммерческого партнерства «Единая Транспортная Система: Российские автобусные линии», на сегодняшний день в России работает более 2 тысяч объектов инфраструктуры наземного транспорта. В то же время, по данным Министерства транспорта РФ, только за 2009 год в России наземным транспортом для перемещения из одного населенного пункта в другой воспользовалось более 11 миллиардов пассажиров. Однако, несмотря на то, что этот способ передвижения в большей или меньшей степени используется всеми без исключения гражданами России, в предыдущей транспортной стратегии РФ междугородние автобусные перевозки и автовокзалы не упоминались вовсе. Именно в этом, по мнению Бориса Лорана, заключается причина сложившейся непростой ситуации.

«Текущие решения связаны с некоторыми трагическими событиями, поэтому принимаются слишком поспешно. Необдуманные решения могут привести лишь к ухудшению ситуации вплоть до полного экономического краха сегмента автобусных междугородних перевозок в России. Речь идет о самой значимой отрасли транспортной инфраструктуры в нашей стране. И любые внезапные перемены, которые могут полностью ее парализовать, недопустимы », — отметил эксперт. И перешел к практическим задачам отрасли. Прежде всего, следует отметить тот факт, что в России на сегодняшний день нет законодательной базы, регламентирующей междугородние автобусные перевозки. Сегодня она разрабатывается, создаются нормативные акты, стандарты и требования, однако чиновники не готовы рассматривать предложения и замечания тех, кого эти документы затронут прежде всего — руководителей транспортных компаний и автовокзалов. Таким образом, риск того, что очередной принятый закон не улучшит ситуацию, а лишь усугубит ее, чрезвычайно велик.

Вторая особенность отрасли — наличие огромного количества компаний, присутствующих на нем вне закона. По словам Бориса Лорана, на российском рынке междугородних автобусных перевозок работает огромное количество предпринимателей, нелегально ведущих свою деятельность. Чаще всего для прикрытия своей основной деятельности — выполнения регулярных автобусных рейсов по расписанию — они работают под видом заказных, чаще всего обычных экскурсионных поездок для школьников, студентов, простых туристов. Только в Москве, по данным некоммерческих партнерств, 70% перевозчиков работает по «черным» схемам. Их работу никто не контролирует, а значит и безопасность таких перевозок всегда будет оставаться на прежнем уровне. Аналогичная ситуация наблюдается и в других Федеральных округах России с высокой плотностью населения.

Возможность вести деятельность таким образом связана с тем, что до сих пор законодательство РФ не разграничивало регулярные и заказные перевозки. Недавно второе чтение прошел законопроект, ликвидирующий этот пробел. Борьба с нелегальными перевозчиками ведется и на региональном уровне, ведь они не платят налоги и не занимаются обязательными для законопорядочных транспортных компаний социальными перевозками. При этом они создают негативный имидж всей отрасли, отнимают реальных пассажиров, готовых платить нормальные, а зачастую даже меньшие, по сравнению со стоимостью билетов у нелегалов, деньги за проезд. «Мы платим налоги, участвуем в социальных программах местных властей, тратим средства на поддержание хорошего технического состояния транспортных средств. Для нас перевозчики-нелегалы — это зло. Они даже не люди и не предприниматели. Они — персонажи, которых необходимо убирать с поля раз и навсегда», — категорично высказался практикующий эксперт отрасли.

Уже сегодня на въездах в крупные российские города стоят видеокамеры. Они фиксируют крупногабаритный транспорт, так что остается лишь дать распоряжение сотрудникам ГИБДД останавливать подозрительные автомобили и проверять документы водителей и техническое состояние транспортных средств. Даже нет необходимости привлекать более серьезные надзорные органы — проблемы таких компаний видны невооруженным взглядом. Даже пассажиры уже опасаются садиться в такие автобусы, предпочитая добраться до комфортабельного автовокзала и приобрести билет на« «легальный» регулярный рейс. Конечно, системы слежения за транспортом «добропорядочных» перевозчиков также необходимы, но это не сможет изменить ситуацию, пока в России будет сохраняться возможность простой и беспроблемной работы, получения прибыли для нарушителей закона. «Безопасность на транспорте — комплексная задача. Это и антитеррористические меры, и технологическая безопасность», — отметил в своем выступлении Олег Евсеев, и продолжил: «При этому некоторых транспортных компаний нет ни оборотных средств, ни ресурсов для подготовки водителей, ни технических возможностей для ремонта и обслуживания автобусов и автомобилей». По мнению эксперты, транспортные предприятия должны укрупняться, а системы допуска компаний к этому виду деятельности должны быть усовершенствованы. Именно этот шаг может существенно улучшить ситуацию на рынке автоперевозок, особенно если обязать перевозчика эксплуатировать соответствующие системы безопасности и слежения.

Развивая мысль своего собеседника, Борис Лоран и вовсе предложил создать на федеральном уровне особую структуру, институт, который возьмет на себя контроль происходящего в отрасли. Распределение выгодных для предпринимателей автобусных междугородних маршрутов может осуществляться по системе государственного заказа. В условиях таких конкурсов и тендеров государство сможет указывать свои требования к состоянию транспортных средств, уровню обслуживания пассажиров, соблюдению расписания. Но делать все это необходимо быстро.

«Это замечательно, что чиновники наконец обратили свое внимание на существующие проблемы в отрасли. Однако до усовершенствования законодательной базы пройдут годы, тогда как многое можно сделать уже сейчас. Мы, руководители автовокзалов, транспортных компаний, некоммерческих партнерств, созданных для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону и для себя, и для пассажиров, знаем, что можно сделать прямо сегодня. Только в нашей стране автобусы сгорают на трассах за пять минут, а для изменения ситуации на наземном транспорте требуются годы», — этими словами можно подвести итог пресс-конференции «Внедрение систем безопасности на наземном транспорте».

И пожелать сегменту междугородних автобусных перевозок скорых изменений к лучшему, с помощью государства или без нее.


Свяжитесь с нами по телефону +7(499) 390-76-46 или оставьте заявку прямо на сайте:

Наверх